Телефон бесплатной юридической помощи

Phone 2 icon+7(495)532-02-43

Вы здесь

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
неустойка

В любом бизнесе важно понимать, какие риски могут быть, какие «провалы» в расчётах возможны. Естественно, требования контрагента за вовремя несделанную работу, задержанные поставки являются вполне обоснованными, тогда ему по закону положено выплатить неустойку. А что, если возмущения необоснованные?  

Будем разбираться по шагам. Итак, неустойка – это сумма, которую компания должна выплатить в случае, если не были оказаны услуги, или иные обязательства перед заказчиком. В Гражданском кодексе РФ сказано: «кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон. Размер законной неустойки может быть увеличен соглашением сторон, если закон этого не запрещает (статья 332 ГК РФ)».

Если же в договоре на оказание услуг стороны сами определяют размер ответственности за нарушение соглашения, то возникает риск злоупотребления со стороны контрагентов в случае, если исполнитель по объективным причинам не смог выполнить обязательства. Этим грешат кредиторы: они требуют неустойку, рассчитав процент от общей заемной суммы, хотя, например, большая част обязательств уже исполнена. И здесь суды отмечают, что неустойка не может быть способом обогащения, или получения прибыли. (Определение Верховного суда РФ от 10.09.2018 г. №№ А12-23087/2017, 306-ЭС18-12938).

Иногда одна из сторон договора определяет 0,5, или 1% годовых за каждый просроченный по платежам день, а для себя же кредитор может устанавливать гораздо меньший процент. В таких случаях обычно суд уравнивает ответственность сторон (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2018 года по делу №А40-13224/2018), а неустойка признается чрезмерно высокой, если она составляет 0,5 % годовых. Разумной и оправданной считается неустойка в размере 0,1%.

Как еще можно снизить неустойку? Согласно статье 333 Гражданского кодекса, при этом важно, чтобы ответчик сам заявил о необходимости снижения при судебном рассмотрении дела. Что же делать, если вы, будучи предпринимателем, все-так допустили просрочку? Потребитель ваших услуг будет прав, и снижение неустойки допускается только в исключительных случаях (ПП ВС от 28 июня 2012 г. N 17). Если потребитель злоупотреблял своими правами – неустойку, конечно, снизят, но и вы должны понимать свою зону ответственности, при этом понимая, что понятие «потребительский экстремизм» уже плотно вошло в нашу жизнь.

Когда дела о неустойках все-таки доходят до суда, предпринимателям важно обращать внимание на обстоятельства дела и поведение самих потребителей. Если злоупотребления со стороны последних очевидны, неустойку суд обязательно снизит. А вообще очень внимательно относитесь к своим правам и обязанностям, тогда сможете обезопасить себя и свое дело. 

Добавить комментарий

Наши юристы готовы помочь вам прямо сейчас

Опишите свою ситуацию и получите квалифицированную юридическую помощь прямо сейчас.